Дислексия

Мировые система просвещения и образования в большинстве европейских стран ответственно подходит к проблеме дислексии у детей, однако у школьных психологов, педагогов недостаточно необходимых знаний самостоятельно диагностировать столь непростую проблему. К сожалению, классическая система образования устроена таким образом, что у дислектика шансы на успешную учебу практически отсутствуют. Поэтому проблема  требует решения не в первом классе, когда обучение чтению и письму подводится под базовую основу. Внимательным мамам, обращающим внимание на не типичное восприятие мира ребенком, проблемную артикуляцию и начинающее заикание, стоит срочно обращаться к специалисту.

Где причина?

Причина кроется в том, что зрительное восприятие букв, символов и иных знаковой систем также быть адекватно трансформированы в письме и в чтении. Но именно этот процесс зачастую не подконтролен дислектикам – они единственные, кто отличаются трехмерным восприятием, из-за чего ситуация становится тупиковой. Подсознательное искажение одного или двух звуков кардинально меняет смысл слова или придает ему другой смысл. Например : "балка -палка", "дочка - точка", "тень - день" , " чашка-Дашка". Большинство людей пишут и произносят слова автоматически, не задумываясь над тем, какое количество операций совершает наш разум.

За отличные способностей к рисованию и воспроизведению на бумаге образов у многих детей с дислексией, некоторые исследователи объясняют анатомическими особенностями центральной нервной системы, а именно областью правого полушария. Таким деткам легче выражать свои мысли и воспринимать окружающий мир с помощью рисунка, нежели чем воплощать мысли через систему символов.

Есть одна помеха в учебе для дислектика  -   потеря концентрации внимания. Постоянные жалобы ребенка на сильные головные боли, раздражительность и плаксивость, возникающая наряду с другими характерными признаками, становятся подводом для обращения к врачу. Следует помнить, что для людей с дислексией существует четкая граница между пониманием «концентрации внимания» и «сосредоточением внимания». Последнее становится для дислектиков объектом сильного напряжения и источником головных болей. Осевой принцип для них –получение удовольствие от процесса (счета, рисования, игры, прочих вещей).

Существует несколько проверенных методик клинико-психологического и педагогического характера, позволяющих корректировать дислексию и даже устранить ее проявления полностью. Они основаны на следующих общих принципах:

1. Постановка точки отсчета (усиление «третьего, умственного глаза»). Включает в себя умение видеть  воображаемый предмет с закрытыми глазам (постановка фокуса внимания);

2. Разрядка. Состоит в выключении дезориентации, устранении искажений – скачущих букв, их зеркальных изображений, воспроизводство математических знаков. Повышает организованность и концентрацию.

3. Оптимальная настройка, или построение зоны комфортного состояния для дальнейшего успешного обучения чтению и письму;

4. Координация. Укрепляются артикуляция ребенка (с помощью мячика и других упражнений);

5. Освоение символов и знаков. Необходимо помочь ребенку понять, что образ мячика как круглого предмета на бумаге складывается в слоги и буквы. На этом этапе ребенок должен твердо усвоить предыдущие ступени коррекции;

6. Ликвидация синдрома дефицита внимания. Первый шаг - научить ребенка читать слева направо (метод "бегущей строки"). Второй шаг - помочь ему научится узнавать слова, состоящие из слогов, букв. Третий шаг - понимание прочитанного до первой запятой.

7. Освоение символов в привязке к словам. Сложный этап, полезный в плане обучения не только для ребенка-дислектика. Он предполагает работу со словарем и пластилином, упражнения в игровой, театральной форме, при которой создаются образы и предложения с новым словом, как правило, предлогами.

Дислексия как результат нейробиологических особенностей человека, не считается психическим заболеванием. Во многих других областях деятельности ребёнок может проявить выдающиеся навыки и способности-в спорте, бизнесе, живописи, танце. Стоит вспомнить таких людей, как знаменитый миллиардер-эксцентрик Ричард Брэнсон, голливудская звезда Том Круз и многих других знаменитостей.

Дислексия

Отзывы о статье: 0 (добавить отзыв о статье)
Дата: 16.11.2009

Просмотров: 2698