Дислексия

Согласно статистике, в мире живет приблизительно 60 миллионов человек, для которых большой проблемой является совершить покупку, расспросить о дороге у прохожего, просто поболтать с друзьями. Им трудно получить образование в колледже, порой сложно создать семью. Эти люди страдают заиканием, то есть проявлением дислексии.

Строго говоря, дислекси́я определяется как избирательное нарушение способности человека к овладению чтением тогда как общая способность к обучению сохраняется.

В детстве ребенок хорошо рисует, легко осваивает технику, обладает богатой фантазией. Он очень любознателен и во многом опережает в развитии одногодок. Одна странность в его поведении может беспокоить — ребенок немного неуклюж, у него недостаточно хорошая координация движений и артикуляция при выполнении точных действий. У такого ребенка наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, которые бессознательно испытывают к нему неловкость. Маленький человек «уходит в себя», предпочитая компанию детей обществу взрослых. Эти проблемы обостряются в первом классе, когда вдруг выявляются затруднения с чтением и письмом... Ребенок наотрез отказывается читать, «не дружит» с русским языком, формирование четкого ясного почерка становится под угрозу. Несмотря на это, ребенок легко обучается математике, иным точным наукам.

Международная ассоциация дислексии (IDA), объединяющая ученых психиатров, логопедов и дефектологов со всего мира, определяет дислексию как «вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу». Базовым нарушением этого процесса выступает устойчивая неспособность ребенка объединять отдельные слоги в слова, доводить это рефлекторную функцию до автоматизма, вследствие чего возникает полное непонимание прочитанного. Расстройство и нарушение специфических церебральных процессов, самого навыка чтения может сказать на социальной адаптации ребенка в дальнейшем жизни.

Врачи полагают, что болезнь имеет генетические корни, и насчитывают примерно 50 генов, ответственных за нарушения речи и письма. Пока же имеются данные о том, что эта болезнь может передаваться по наследству. Таким образом, ученые рассчитывают, что вскрыв генетический код болезни, можно будет проводить диагностическое обследование детей, родители которых были больны дислексией.

Основными симптомами дислексии, которые могут отмечаться в раннем детстве, являются: затрудненное чтение по слогам или буквам, заменяет или переставляет буквы по принципу скрытого «угадай», дисфункция понимания смысла прочитанного или его нарушение в разной степени. Ребенок как бы выключается из когнитивного процесса чтения. Но не стоит воспринимать все катастрофически, ведь такое освоение мира «через другие двери» может стать ключом к устранению болезни.

Существует несколько мировых методик коррекции дислексии. В основном они сводятся к тому, чтобы помочь ребенку выключить механизм дезориентации с помощью установления своеобразной “точки ориентации”. А с помощью своего богатого воображения и творческой фантазии он сможет освоить техники чтения, письма, нормальной устной речи без искажений. Методики, разработанные на стыке наук, помогают ребенку освоить двухмерные печатные слова — наиболее сложные для восприятия-а также символы, транслировать их в понятные образы, впоследствии устранить ненужные пробелы в восприятии. Среди других терапевтических методов: гипноз, иглоукалывание и массаж, аутогенные тренировки, способствующие снятию нарушений нервной системы.

Дислексия –это повод для отчаяния! Достаточно вспомнить, что многие великие ученые «мужи» страдали в той или иной степени дислексией на протяжении всей своей жизни, ведь тогда научные методики еще не были разработаны. Леонардо Да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, а также молодая звезда Лив Тайлер– самый яркий пример построения успешного и комфортного жизненного сценария.